Рисунки на ткани |
Пошив одежды - Выбор тканей |
Рисунки на ткани как украшение берут свое начало в глубочайшей древности. У людей очень рано родилась потребность сделать одежду нарядной, окрасить ее в разные цвета и оживить рисунком. Рисунки на ткани выполнялись либо ткачеством, либо наносились на ткань в виде узоров с помощью краски. Богатейшая и очень разнообразная коллекция тканей разных эпох и народов собрана в Государственном Эрмитаже. Самый обширный раздел коллекции – ткани Коптского Египта (IV-VII век). Эта интересная группа представляет рисунки на тканях, выполненные способом окраски. Предположительно он был таков – весь узор покрывался с обеих сторон ткани предохраняющим от краски составом, скорее всего воском или глиной. После этого ткань погружали в жидкий красящий раствор. Таким образом, окрашивался фон. Воск или глину снимали с ткани после сушки. Различные рецепты окраски, описание способов подготовки тканей были обнаружены в двух древних папирусах. Анализ тканей и указанных в рецептах средств показал, что большая часть применявшихся в Египте растительных красителей – местного происхождения. Наиболее распространенным был пурпурный цвет, имевший различные оттенки - от синего и темно-фиолетового до коричневого и красного. Поскольку настоящий пурпур добывался из улиток - обитателей Средиземноморского побережья Финикии – и поэтому был дорог, его смешивали с более дешевыми и доступными красителями местного происхождения. В результате такого смешения получалось 15 различных по оттенкам цветов, из которых самым ценным считался чистый пурпур. На свету он казался фиолетовым и фиалково-синим, а в тени - черным. На протяжении многих веков, вплоть до второй половины XIX века пользовались красителями исключительно растительного происхождения. И уже в преддверии ХХ века появление анилиновых красителей, достаточно простых в применении и дешевых, растительные с их благородной мягкой гаммой были отодвинуты на задний план. И, тем не менее, интерес к ним не угасает по сей день. Ради собственной безопасности и ваших близких все иглы и булавки держите в игольнице или коробке. Если присутствует повышенная влажность, насыпьте в коробку с ними тальк, чтобы предохранить иглы и булавки от ржавчины. Во время работы не втыкайте их в свою одежду, а пользуйтесь для этой цели подушечками. Ни под каким видом не берите их в рот – вы же не маленькие дети. Гнутые, заржавелые и с затупленным острием выбрасывайте немедленно. Растения Существует довольно много видов растений, которые можно использовать в качестве красителей. Как сырье применялись корни, стебли, кора, листья, цветы и плоды. Окраска с помощью растений требовала умения, наблюдательности, находчивости, так как при различных способах крашения одним и тем же растением можно было получить не только различные оттенки цвета, но и совершенно разные цвета. Интенсивность цвета во многом зависела от периода сбора растений. Только что распустившиеся листья и цветы дают более интенсивный окрас, чем зрелые. Место произрастания, состав почвы, погода, возраст растения также влияют на цветовой оттенок и химический состав красителя. Корни и коренья обязательно перед сушкой моют. Сушат сырье в затемненном месте, чтобы сохранился естественный оттенок цвета. Высушенные растения хранят в сухом месте жилого помещения в посуде, которая плотно закрывается. Для приготовления красителя растительное сырье следует перемолоть и сутки вымочить в мягкой холодной воде (соблюдайте пропорцию - 1-2 литра воды на 100г растений). После суточного вымачивания прокипятите его в той же воде около 1-2 часов. После горячий отвар процедите через сито и охладите. Для большей активности краски раствору дают прокиснуть. Окраска ткани или пряжи Чтобы окраска прошла качественно и равномерно, ткань или пряжу перед этим следует тщательно выстирать. Для стирки и крашения шерсть сматывают в небольшие мотки грамм по 100, нетуго перевязывают х/б ниткой. На 1 кг материала берут кусок хозяйственного мыла, который мелко нарезается и растворяется в малом количестве горячей воды. Потом мыльный раствор смешивается с теплой водой и взбивается в пену. В приготовленном растворе пряжу стирают, осторожно отжимая и аккуратно переворачивая мотки, ни в коем случае не трут и не выкручивают, иначе шерсть сваляется. Следите, чтобы мыльный раствор был теплым, но не горячим, иначе материал станет более темного цвета. В процессе стирки мыльный раствор меняют 3-4 раза. Неотбеленные хлопчатобумажные и льняные ткани перед крашением рекомендуется кипятить в течение часа в растворе стиральной соды. На 1 литр воды берут 2-3 грамма соды и третью часть куска хозяйственного мыла. При кипячении необходимо, чтобы ткань была полностью погружена в раствор (на 100 г материала 2-3 литра воды). Заканчивая стирку или кипячение, ткань и пряжу прополощите несколько раз в теплой воде, чтобы мыло смылось без остатка. Возьмите для крашения вместительную посуду, чтобы пряжа или ткань были полностью погружены в красящий раствор, и обязательно эмалированной. Жидкости должно быть по весу в 20-30 раз больше, чем окрашиваемого материала. Красить надо на медленном огне – окрашиваемый материал не должен подниматься на поверхность. Отсчитывать время кипячения следует от момента закипания отвара. При окрашивании большого количества пряжи мотки следует нанизать на палку и опустить в котел, расположив концы палки на краях котла. Пряжу во время окрашивания постоянно поворачивают вокруг палки. Для закрепления красителя на ткани или пряже используют различные протравы – муравьиную кислоту, рассол квашеной капусты, квасцы, медный и железный купорос, соль, уксус, березовую золу. Без протравы окрашиваемая пряжа или ткань приобретает в большинстве случаев светло-коричневый или бежевый цвет. От вида закрепителя и способа закрепления зависит и окраска. При окраске растениями интенсивней окрашиваются шерстяные материалы, хлопок и лен – слабее. Льняные ткани вообще надо кипятить 3 часа, потом в этом же растворе и охладить. Сделать цвет плотнее можно, если после высушить пряжу или ткань, не прополаскивая перед этим, а после высушивания снова покипятить в этом же растворе. Процедуру можно повторить несколько раз, чтобы получить желаемый оттенок, но чаще материал просто кипятят до необходимой кондиции. Оттенок цвета можно изменить, если материал подержать 30-60 минут в холодном щелоке, изготовленном из березовой золы (2600 грамм березовой золы залить 20 литрами кипящей воды и перемешать, после остывания прозрачную жидкость перелить в другую посуду). |
Читайте: |
---|
Техника шитья:
Как стачивать детали непрерывной строчкой1. Строчите по одной детали вплоть до среза. Затем сделайте несколько движения иглой без материала и перейдите на следующую деталь, не поднимая лапку и не обрезая концы... |
Как сократить время на пошив изделийОбычно рекомендуется выполнять обработку изделия постепенно: вначале один узел, затем другой и так далее до полного завершения пошива изделия. Обязательным считаются ут... |
Техника шитья на машинкеХорошая машинная строчка — вот в чем заключается отличие изделия, сшитого профессиональным портным, от изделия, сшитого любителем. Качество строчки определяет внешний в... |