News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image

Модные факты:

Профессия Портной

News image

Простейшими видами одежды человек пользовался уже в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок. Среди пре...

Набор - новые идеи

News image

Теперь, когда в вашем шкафу и комоде появилось свободное место, можно подумать вот о чем - какие предметы одежды вам необходимо купить, чтобы легко ...

Как определить состав ткани

News image

Определить из какого волокна сделана купленная ткань проще всего с помощью пробы на горение. Натуральные волокна горят и обугливаются, превращаясь в...

Десять заповедей

News image

Независимо от вашего размера, особенностей фигуры, цветовой гаммы, возраста, образа жизни или модели личности теперь вы, имея детальный план, можете...

Знаменитые модели:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Главная - Знаменитые портные - Конец ремесла?


Конец ремесла?
Мода и модельеры - Знаменитые портные

конец ремесла?

Легенда из мира богатых и знаменитых, мировая столица портных – лондонская Сэвил-роу – с огромным трудом балансирует на грани исчезновения. И дело не только и не столько в нынешнем кризисе, хотя и без него не обошлось. Проблемы, причем глубинные, копились годами.

Триста лет назад земля, по которой сейчас проходит Сэвил-роу, принадлежала графу Берлингтону, в 1695-м передавшему территорию парка в своем поместье в аренду. Многие улицы в этом районе названы в честь самого Берлингтона или членов почтенного семейства. В частности, Сэвил-роу, впервые упоминающаяся в Daily Post от 12 марта 1733 года, носит имя жены графа, леди Дороти Сэвил.

Первым, в 1785 году, здесь появилось ателье Gieves - Hawkes. Но собственно славой главной улицы портных всего мира Сэвил-роу обязана известному денди – законодателю английской мужской моды Джорджу Брайану Бруммелю, прозванному Красавчиком. Он шил одежду у портных, ателье которых находились изначально на Корк-стрит, а потом, в начале XIX века, постепенно переехали на Сэвил-роу, так что Красавчик Бруммель стал здесь частым гостем.

Особую популярность английскому стилю, процветание британской моде – а значит, и Сэвил-роу – принес разгром бонапартовской Франции (Великобритания тогда входила в антинаполеоновские коалиции). К тому же в 1823-м с соседней Риджент-стрит сюда перебрался уже широко известный тогда портной Джеймс Пул, сын которого Генри задавал тон в мужской моде всю вторую половину позапрошлого столетия. Его именем – Henry Poole – названо одно из самых известных ателье, до сих пор существующее по адресу Сэвил-роу, 15. (Вообще большинство расположенных на этой улице ателье и фирм названо в честь их основателей.)

Итак, к началу сороковых годов XIX века на Сэвил-роу работали уже несколько десятков ателье, обшивавших британскую, и не только британскую аристократию и европейских монархов, покровительство которых и сыграло решающую роль в превращении Сэвил-роу в мировой бренд.

В гости к Тутанхамону

«Большая шестерка» Сэвил-роу – ателье Anderson - Sheppard, H. Huntsman - Sons Ltd., Gieves - Hawkes, Henry Poolе, Kilgour French - Stanbury и Kenneth Brown – заведения самые старые, авторитетные и аристократичные.

Что это означает? Ну хотя бы то, что, например, у Anderson - Sheppard шили фраки для Марлен Дитрих, Тома Форда и свадьбы принца Чарльза и Камиллы Паркер-Боулз. Кстати, принц Уэльский одевался в этом ателье более двадцати лет, но, как говорят, в самое последнее время и, возможно, не без влияния своей жены герцогини Корнуоллской Камиллы, он сменил портного. В Henry Poolе - Co. шили для Эдуарда VII, Александра II, Александра III, Наполеона, Черчилля и Де Голля. Среди клиентов фирмы – более пятидесяти европейских монархов и членов их семейств, а также главы почти всех государств Старого Света. Что касается Gieves - Hawkes, то их покупателями были адмирал Нельсон и герцог Веллингтон. Более того, именно здесь проходила церемония прощания с телом почетного клиента, исследователя Африки Дэвида Ливингстона. О нем рассказывают, кстати, и такую примечательную историю. Когда он встретился на берегах озера Танганьика с журналистом и исследователем Черного континента Генри Стэнли, специально посланным на поиски Ливингстона, на Стэнли был твидовый костюм от Henry Poole, а на Ливингстоне – костюм от Gieves - Hawkes.

Что еще? Известный английский археолог и египтолог Говард Картер и многие годы финансировавший его экспедиции лорд Карнарвон спустились в наконец-то найденную ими в 1922 году гробницу фараона Тутанхамона в костюмах от Norton - Sons. Фирма Kilgour French - Stanbury более века одевала самых влиятельных и богатых людей мира. До отсоединения Индии от Британской империи этой компании покровительствовали практически все магараджи. Kilgour шила костюмы и для президентов США и их семей, а также для членов администрации Рональда Рейгана.

В ХХ веке к королям, аристократам и политикам, традиционной клиентуре Сэвил-роу, добавились представители киноиндустрии. Фред Астер, к примеру, снимался в «Цилиндре» в костюме от Kilgour French - Stanbury. Портные из ателье Gieves - Hawkes одели Чарльза Лоутона для съемок в знаменитом фильме «Мятеж на «Баунти». Частыми гостями на Сэвил-роу были многие голливудские звезды до - и послевоенной поры. Это и гранды Гарри Купер, Кэри Грант, Кларк Гейбл, Бинг Кросби, Фрэнк Синатра, и представители следующего поколения – Роджер Мур, Шон Коннери, Роберт Митчам, Том Селлек и, наконец, нынешняя слава Голливуда – Том Круз, Джуд Лоу, Дэниел Крейг и не только они. Не забудем и звездных музыкантов – Эрика Клэптона, Брайана Ферри, Мика Джаггера…

Кроме того, работники Gieves - Hawkes утверждают, что именно на их крыше в последний раз появились перед публикой с живым концертом The Beatles (в 1968–1972 годах в соседнем доме располагалась основанная ими в 1968-м студия звукозаписи Apple). Недаром Сэвил-роу пользуется у многочисленных поклонников легендарной группы не меньшей популярностью, чем, скажем, Эбби-роуд. Так что не стоит удивляться, увидев здесь не только хорошо одетых джентльменов, но и молодежь в джинсах и майках.

Сегодня уже не известные клиенты приносят ей славу, а костюмы, сшитые на этой лондонской улице, указывают на принадлежность их владельца к элите. Адрес на Сэвил-роу – лучшая рекомендация для любого ателье и фирмы по пошиву мужской одежды. О ее влиянии на культуру и быт народов разных стран говорит хотя бы такой любопытный факт: по-японски европейский деловой костюм называется «себиро», а это не что иное, как искаженное «Сэвил-роу».

Номер с раздеванием

Визитная карточка Сэвил-роу – вершина костюмной иерархии, костюмы bespoke, то есть сшитые на заказ по индивидуальным лекалам. Разговор с клиентом приемщик в здешнем традиционном ателье начинает с вопроса: «Где сэр намерен носить костюм?» Вариантов ответа великое множество: в зале заседаний совета директоров, за обеденным столом, на свадьбе или в палате лордов. Затем начинается обсуждение материала. Выбор очень широкий: шерсть, твид, шелк, кашемир и многое другое. Конечно, обговаривается и узор ткани: полоска, клетка, однотонная и т.д.

После раздевания до рубашки и нижнего белья происходит обмер. Закройщики на Сэвил-роу и поныне работают с архаичными метрами и белыми мелками, измеряя и помечая все, что можно, иногда в самых неожиданных местах, так что, бывает, снимают по 20–25 мерок. Можно быть уверенным: будут учтены малейшие нюансы фигуры клиента. О том, с какой ответственностью здесь относятся к своему делу и как дорожат высочайшей репутацией, красноречиво говорит хотя бы такой факт: когда шьется рубашка, обязательно учитывается даже форма и размер часов заказчика.

Следующий этап – изготовление лекал из особой коричневой бумаги, раскрой ткани, первая примерка, на которой вносят изменения в крой: где-то добавляют полдюйма, где-то убавляют, потом вторая примерка и, не исключено, снова подгонка до идеала. Каждый костюм bespoke – произведение искусства, на которое уходит 50–100 часов кропотливой работы, а в среднем от 6 до 8 недель. Стоит такой костюм от $3 тыс. до $10 тыс. Зато проносится он лет 10, а то и больше.

«Нам нередко приносят костюмы, сшитые у нас же в тридцатые годы. Почти все в очень неплохом состоянии. Конечно, необходимо заменить подкладку, но все остальное целое и на месте, – сокрушался в декабре 2008-го в интервью лондонской Guardian Грэм Лоулесс из ателье Davies - Son. – Пиджаки у нас шьет специальный мастер. Он занимается только пиджаками и не берется ни за брюки, ни за жилеты, потому что его учили шить пиджаки. Для того чтобы сшить костюм-тройку, нужно много людей. Все они большие специалисты, но каждый – в своей области».

Да, сшить на Сэвил-роу можно что угодно – от бриджей для верховой езды до полного церемониального костюма спикера палаты общин. И из какого угодно материала – от шерсти викуньи до чистого шелка.

«Храбрые портняжки»?

Но смогут ли портные с Сэвил-роу с такой же легкостью справиться с вызовами времени? Коммерциализация, глобализация, конкуренция и пришедшие вместе со всем этим мировые бренды, бизнес-офисы, динамичность современной жизни, кризис и размывание самого понятия bespoke, разногласия между традиционалистами и модернистами – знаменитая улица и каноны, оплотом которых она была так долго, испытывают как никогда сильное давление.

Символическое событие: в 2007-м буквально за углом, в Берлингтон Гарденс, открылся огромный магазин американской сети готовой одежды Abercrombie - Fitch. Так что теперь легко и просто можно перенестись из клуба джентльменов XIX века, на который похожи многие ателье на Сэвил-роу, в ночной клуб XXI столетия – именно с ним многие сравнивают Abercrombie - Fitch. И, о ужас, через несколько месяцев на Сэвил-роу откроется магазин французского дома моды Lanvin площадью 450 кв. м.

Любопытно, что в 2006 году на Сэвил-роу уже состоялась, наверное, уникальная акция протеста, привлекшая внимание многочисленных зевак: более 150 закройщиков, портных, аппретурщиков и других работников индустрии индпошива потрясали ножницами, метрами и другими орудиями своего нелегкого труда, требуя защитить их улицу от «выскочек» типа Гуччи, Пола Смита и Луи Вуиттона.

Наступают и финансовые компании. Lowndes Partners LLC, Blackfish Capital Management, Strategic Value Partners – вот далеко не полный список фирм, названия которых сейчас можно увидеть на знаменитой улице. Одни конторы располагаются над ателье, где раньше находились цеха; другие втискиваются между мастерскими. Например, там, где 40 лет назад располагалась студия звукозаписи Apple, сейчас находится офис Building Societies Association.

Конечно, свою роль играет и невиданный доселе кризис. Достаточно сказать, что Hardy Amies, одна из известных портновских фирм, обшивающих высшую знать, включая и некоторых Виндзоров, в конце 2008-го закрыла все филиалы, сохранив лишь главное ателье на Сэвил-роу, 14.

Часто говорят, что Сэвил-роу в какой-то степени пала жертвой собственного успеха и славы: поскольку желающих снять помещение здесь хоть отбавляй, владельцы зданий стремительно увеличивают арендную плату, которая за последние 10 лет выросла в 4 раза. И вот уже Anderson - Sheppard, ателье, открывшееся в 20-е годы прошлого века, вынуждено переехать отсюда в помещение попроще и поменьше на Оулд Берлингтон-стрит, 32.

А тут ряд клиентов, среди которых в последние годы стало особенно много богатых россиян и китайцев, понесли очень крупные убытки и экономят. Многие из них изменили Сэвил-роу и перешли на сравнительно менее затратную одежду других фирм. Например, Hugo Boss. Людей, готовых выложить тысячи фунтов за костюм, становится все меньше.

Стратегия выживания

На Сэвил-роу не хватает… хороших портных. Они дороги (квалифицированный мастер по пиджакам зарабатывает в среднем тысячу фунтов в неделю), и учиться надо долго: чтобы получить право именоваться портным, причем пока еще не очень зрелым, нужно

3 – 5 лет постигать только азы профессии. Между тем старые портные и закройщики, которые в последнее время все неохотнее берут учеников, уходят на пенсию или в мир иной. Если в 1901 году только в Henry Poole работали 300 портных, то сейчас на всей Сэвил-роу не наберется и 200. Осенью прошлого года в колледже Ньюхэм начали подготовку 13 студентов. Через 3 – 4 года они получат дипломы портных и начнут работать на Сэвил-роу.

Вопрос в том, будут они шить bespoke или что-то другое. Например, костюмы made-to-measure, то есть сделанные по мерке – нечто среднее между сшитыми на заказ и готовыми (off-the-peg или ready-to-wear). Мерки заказчика отсылаются на фабрику, чаще всего заграничную, где вручную и на машинах под них подгоняют стандартные комплекты. Это экономит не только время, но и деньги клиента – стоимость одежды может снизиться втрое.

Бесспорно, bespoke – это долговечность, особая элегантность и идеальная посадка. Но зато made-to-measure берут более низкой ценой при неплохом качестве и достаточной долговечности (5 лет), а готовые изделия позволяют увидеть, как выглядит законченный костюм перед покупкой, а не после нее. К тому же их можно немедленно надеть. Поэтому даже в известных ателье на Сэвил-роу с каждым годом шьют все больше костюмов не на заказ – этакий фастфуд мира одежды. В Gieves - Hawkes, например, доля костюмов made-to-measure и ready-to-wear приближается к 60%. «Сейчас bespoke шьют значительно меньше, чем 50 лет назад, – признает в беседе с Guardian Грэм Лоулесс из ателье Davies - Son, – а 50 лет назад – скорее всего, меньше, чем 100 лет назад. Не хочется даже думать, что будет с ними дальше».

Дошло до того, что пять лет назад приверженцы традиций bespoke из 12 ателье с Сэвил-роу образовали союз Savile Row Bespoke. В прошлом году его представители обратились в муниципалитет лондонского района Мэйфер с просьбой запретить перепрофилирование зданий на Сэвил-роу. Кроме того, союз составил список характеристик, обязательных для bespoke: возможность выбора ткани как минимум из 2 тысяч образцов, не меньше 50 человеко-часов, непременное отсутствие машинной работы и другие требования. Сейчас на Сэвил-роу торгуют костюмами, которые в основном этим требованиям не отвечают. Держатся из последних сил и шьют костюмы только на заказ лишь четыре ателье: Anderson - Sheppard, Dege - Skinner, Henry Poole и Norton - Sons.

«Доступная роскошь»

Традиционным ателье «угрожают» не то чтобы подделки под костюмы bespoke, но некий удешевленный их вариант ($200 или $495) – по индивидуальным меркам, но с машинным кроем и шитьем в Германии. При этом у клиента может сложиться впечатление, что он стал владельцем истинного bespoke! Такой продукт предлагают, например, Savile Row Company (Сэвил-роу, 40) и Sartoriani (Сэвил-роу, 9–10).

В связи с этим традиционные ателье обратились за пониманием и помощью к британскому регулятору рекламного рынка – Advertising Standards Authority. Но, к их удивлению, не нашли ни того, ни другого: в июне 2008 года ASA вынесла решение не в пользу традиционалистов: «Потребители вправе ожидать, что костюм, сшитый на заказ, будет шиться строго по их меркам. Однако большинству потребителей все равно, как он будет шиться – полностью вручную, что, по мнению авторов претензии, является одним из главных признаков таких костюмов, или частично с применением машин». В Sartoriani назвали вердикт ASA победой «доступной роскоши».

Да что там. Если копнуть, оказывается, что некоторые ателье с Сэвил-роу уже давно отнюдь не чисто английские, а принадлежат иностранцам: контрольным пакетом акций Gieves - Hawkes с 1997 года владеет группа гонконгского бизнесмена Кристофера Чена USI. В начале 2008-го химическая группа JMH из Дубая купила Kilgour French - Stanbury, а в ноябре того же года гонконгская же Li - Fung приобрела Hardy Amies.

Еще одна проблема. Летом прошлого года по требованию регулятора ателье Richard James пришлось срезать ярлыки «сделано в Англии» с made-to-measure костюмов, потому что на самом-то деле они были сшиты на Маврикии. Представители ателье, конечно, пытались доказать, что не собирались обманывать покупателей и что все костюмы все равно доделывались в Англии, где пришивали пуговицы и рукава. Но убедить чиновников в своей правоте Richard James не удалось.

«Все мы знаем о фирмах на этой улице, – заявил в октябрьском интервью Times в прошлом модель, а ныне директор ателье Norton - Sons Патрик Грант, – которые вешают на свою одежду ярлыки «сделано в Англии», хотя ее шьют за границей. Здесь не может быть двух мнений: потребителя вводят в заблуждение». С ним согласна и совладелица Anderson - Sheppard Анда Роуленд: «Крайне важно навести порядок в этом вопросе».

Говорят, Джорджио Армани как-то назвал Сэвил-роу «комедией и мелодрамой, застрявшей в прошлом». Резко, но, пожалуй, отчасти верно. Ведь, в сущности, Сэвил-роу – олицетворение торжества, доведенного до совершенства ремесленного мастерства, основанного на традиции и каноне. Но жизнеспособна ли, востребованна ли сегодня такая бизнес-концепция? Наверное, говорить о ее крахе как о факте преждевременно.

Да и, если уж на то пошло, речь идет скорее о трансформации, может быть, болезненной, однако, как ни крути, неизбежной. Без нее феномен Сэвил-роу превратится из бренда мирового значения в музейную нишу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Техника шитья:

Какими нитками нужно строчить джинсы, и какой приём использо

News image

Какими нитками шить джинсы? Джинс — ткань достаточно демократичная, прочная и рассчитана на долгую интенсивную носку. Поэтому нитки для шитья джинсы традиционно испо...

Процесс шитья

News image

Приблизительно 75 процентов времени у вас уйдет на то, чтобы приготовить все необходимое для шитья, а затем, после выполнения работы, привести рабочее место в порядок. ...

Бархат.. Как декатировать /кроить /шить /утюжить

News image

Рассмотрим этапы изготовления изделия из бархата. Здесь описаны последовательность работы и условия, без соблюдения которых сшить вещь хорошего качества будет невозм...

Индивидуальный пошив:

Столицы мужской элегантности: Париж

News image

Слава Парижа как мировой столицы моды сегодня сильно преувеличена, что, однако, не умаляет значения такого уникального французского явления, как hau...

Ручные костюмы индивидуального пошива - bespoke

News image

Почему именно bespoke и чем он отличается от made-to-measure и pret-a-porte ? pret-a-porte - в общем ясно, это готовая одежда, которая пр...

Сколько стоит сшить? Часть 1

News image

Это вопрос волнует как тех, кто шьет, так и тех, кому шьют. Опытные портные при определении стоимости заказа ориентируются на свой богатый опыт, ...

Авторизация



Горячие темы:

Revlon colorstay в сражении со старением

Миллионы людей на Земном шаре постоянно разыскивают продуктивное средство по уходу за кожей или ногтями. Среди базовых критериев с...

Подрастающий организм по результатам произведения развития эмоционального развития детей дошкольного

Около трех первых лет жизни ребенка являются самыми важными в важном вопросе эмоционального и психологического формирования. Основ...